Настройка полярки.
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 13, 14, 15  След.
 
   
 
Автор Сообщение
альяно



Зарегистрирован: 13.01.2004
Сообщения: 1196

Добавлено: Пн Окт 18, 2004 8:26 am    Заголовок сообщения:



Последний раз редактировалось: альяно (Вс Ноя 07, 2004 6:52 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Коляныч



Зарегистрирован: 01.05.2004
Сообщения: 307
Откуда: Almaty, kz

Добавлено: Вт Окт 19, 2004 12:58 am    Заголовок сообщения:

ну не такой уж я и молоток оказался - strive у меня уже один глюкобаг нашёл. В общем, если уже кто уже скачал раньше 19 октября, pls. скачайте по этой же ссылке заново, иначе EW будет крутить в противоположную сторону
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Вс Окт 24, 2004 9:56 pm    Заголовок сообщения:

При наведении "полярки" на спутник нужно знать на сколько градусов
от направления на ЮГ (для южного полушария - на СЕВЕР) нужно
развернуть тарелку по оси вращения, чтобы антенна поймала этот спутник.

В этой теме обсуждался данный вопрос. Поначалу было мнение (альяно),
что для настройки "полярки" на определенный спутник нужно развернуть
зеркало "полярки" по оси вращения ровно на угол, равный
относительной (места приема) долготе спутника.

Но очевидно, что это неверно. В результате разгорелся спор по этому
вопросу. Абсолютная величина угла поворота по оси "полярки" все-таки
должна быть больше абсолютной величины относительной долготы спутника.
Но на сколько?

Было высказано мнение (val'а), что угол поворота по оси вращения
совпадает с углом поворота по азимуту антенны на азимутальной
подвеске. Однако, и это не верно. Так как в случае с азимуталкой
поворот идет в плоскости, параллельной поверхности земли (если быть
точнее, то в плоскости, касающейся земного шара в точке установки
антенны). А в случае с "поляркой" - в плоскости, перпендикулярной оси
вращения. И эта плоскость, в общем случае, наклонена относительно
поверхности земли. Следовательно, и углы поворота для настройки на
один и тот же спутник будут разными.

Dealer привел соотношение из статьи В. Лощинина в журнале ТЕЛЕСПУТНИК
за декабрь 1997 г. "Настройка "полярки" - это технология", по которому
определяется этот самый угол поворота "полярки":
Код:
              _______________________
cos d = m + \/ 1 + 2m - 2m*cosd*cosT

m = 0,1511 * cos Ф

где Ф - угол наклона полярной оси к горизонтальной плоскости
    d - относительная долгота спутника
    T - угол поворота

Я решил составить таблицу соответствия углов поворота для данной
местности долготам спутников. Для этого из приведенной формулы вывел
зависимость T от Ф и d:
Код:
                             2
         1 + 2m - (cos d - m)
cos T = -----------------------
               2m*cos d

Первая же попытка использования этого соотношения привела к неудаче.
Например, пробуем вычислить угол поворота для "полярки" в Москве
(55,7°N, 37,6°E) для ориентации на спутник 5E.
Код:
Имеем: Ф ~=  55,7
       d ~= -32,6

Тогда: m = 0,085148785994467
       cos T = 4,15974632734472


Решения нет! Где я ошибся? Что-то неправильно понял?

В общем, решил самостоятельно вывести данную зависимость.

Расчет поворота полярки для наведения на заданный спутник

Для упрощения вычислений сделал допущение, что Земля имеет форму шара
и рассматривал полярку без кавычек (то есть ось вращения параллельна
полярной оси).

Пусть ..... фи - отклонение оси вращения от вертикали
............... d - относительная долгота спутника
............... T - угол поворота тарелки по оси полярки
............... r - радиус Земли
............... R - радиус геостационарной орбиты

Тогда:


По ссылке http://strive.sbn.bz/files/polar_turn.zip можно скачать xls-файл
с таблицей, вычисляющей углы поворота тарелки по оси полярки
для наведения антенны на определенные спутники в зависимости
от координат места.
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Чт Окт 28, 2004 12:52 pm    Заголовок сообщения:

Ура, свершилось! Я установил и настроил первую в своей жизни
спутниковую антенну - "полярку" на Супрал 1,2 и Moteck SG-2100A!

При своих 48,7E "вижу" от 15W до 80E, дальше на востоке, к сожалению,
помеха - дома и деревья.

15W:
11,494 GHz / V / SR 17470 качество 100% уровень 100%
11,124 GHz / H / SR 18386 качество 100% уровень 73%

53E:
11,044 GHz / V / SR 29800 качество 100% уровень 93%

80E:
11,575 GHz / V / SR 26470 качество 100% уровень 70%

Кстати, во-первых, подтверждаю расчетные углы поворота оси мотора для
наведения на заданный спутник.

Во-вторых, подтверждаю, что крепление кронштейна к стене из
силикатного кирпича с помощью только анкерных болтов - крайне
ненадежное дело. Кронштейн у меня сварен самодельный. Представляет из
себя прямоугольное основание из стальных угольников, к которому сверху
и снизу приварено по треугольнику (тоже из угольников).
А уже к свободным углам этих двух треугольников приварена труба
диаметром 56 мм. По четырем углам основания просверлены отверстия
диаметром 14 мм, через которые основание крепится к стене анкерными
болтами 14x250. Изначально не очень надеясь на анкера, посредине
верхнего угольника просверлил еще одно отверстие 14 мм.
Через него и сквозное отверстие в стене (а толщина стены 65 см)
прикрутил основание к стене болтом 14x700. И только после этого
просверлил в стене отверстия под анкера и установил их. Так вот, из
четырех анкерных болтов удачно закрепились только два, два других
попали либо в пустоту, либо в раствор (в котором цемента в несколько
раз меньше нормы), либо в строительный мусор, или что там еще может
быть. Не будь крепления через сквозное отверстие, я бы чувствовал себя
несколько дискомфортно, (не)надежность крепления антенны не давала бы
покоя, а так - полный порядок! Smile

А теперь благодарности! Спасибо, альяно, за инструкции - по настройке
"полярки"
и по просмотру спутникового ТВ.
Сказать, что без этих инструкций было бы намного тяжелее - значит
ничего не сказать. В августе месяце я, бродя по форуму ixbt, случайно
наткнулся на ссылку на форум Pyramid'а. Зашел, почитал. Все, о чем
здесь говорили, было для меня филькиной грамотой. Жаргон был очень
труднопонимаем, и о чем шла речь, в лучшем случае, мог только смутно
догадываться. И тут попалась на глаза инструкция для "чайников"
альяно. Она очень увлекла меня, я стал понимать здешний язык.
И тогда я загорелся сделать "полярку"! Тем более, что качество
эфирного телевидения у нас ужасное (я не говорю о содержании,
а именно о техническом качестве).
Спасибо Dealer'у, Колянычу и Saar'у за рекомендацию покупки карты
WinTV Nova CI
; deadhead'у - за подробную инструкцию по ее
приобретению
; Колянычу - за его теорию необязательной вертикальности
опоры
. И вообще, всему форуму - спасибо!


Последний раз редактировалось: strive (Пт Окт 29, 2004 12:15 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
jtek



Зарегистрирован: 05.09.2004
Сообщения: 28

Добавлено: Чт Окт 28, 2004 2:00 pm    Заголовок сообщения:

Уважаемые гуру полярных дел подскажите пойжалуста в чем может быть причина(инструкцию по настройке я соответственно читал огромное спасибо авторам особенно Альяно).
Имею аннтену Супрал 0.9м и мотоподвес STRONG координаты 40,48
При настройки вижу все спутники ото 39Е до 15W с хорошим качеством, а вот на востоке вобще ни чего не вижу.Ни как не могу понять как у меня идет дуга выше или ниже. Question
Вернуться к началу
jtek



Зарегистрирован: 05.09.2004
Сообщения: 28

Добавлено: Чт Окт 28, 2004 2:00 pm    Заголовок сообщения:

Уважаемые гуру полярных дел подскажите пойжалуста в чем может быть причина(инструкцию по настройке я соответственно читал огромное спасибо авторам особенно Альяно).
Имею аннтену Супрал 0.9м и мотоподвес STRONG координаты 40,48
При настройки вижу все спутники ото 39Е до 15W с хорошим качеством, а вот на востоке вобще ни чего не вижу.Ни как не могу понять как у меня идет дуга выше или ниже. Question
Вернуться к началу
jtek



Зарегистрирован: 05.09.2004
Сообщения: 28

Добавлено: Чт Окт 28, 2004 2:03 pm    Заголовок сообщения:

Уважаемые гуру полярных дел подскажите пойжалуста в чем может быть причина(инструкцию по настройке я соответственно читал огромное спасибо авторам особенно Альяно).
Имею аннтену Супрал 0.9м и мотоподвес STRONG координаты 40,48
При настройки вижу все спутники ото 39Е до 15W с хорошим качеством, а вот на востоке вобще ни чего не вижу.Ни как не могу понять как у меня идет дуга выше или ниже. Question
Вернуться к началу
Коляныч



Зарегистрирован: 01.05.2004
Сообщения: 307
Откуда: Almaty, kz

Добавлено: Чт Окт 28, 2004 7:05 pm    Заголовок сообщения:

strive
ну вот - теперь у нас всё одинаковое - и тарелки, и моторы, и карточки Smile
у тебя, кстати, какая длина трубы на моторе? у меня 18 см, и очень много ругательных слов было в адрес то ли Strong'овцев за такую короткую трубу, то ли Супраловцам за такое массивное крепление (скорее всё-таки первый вариант) мною было высказано. Короче, есть три модели этих DM2100, и если есть возможность выбора, то очень рекомендуется версия с трубой 20 cm, потому как 18 cm для Супрал 1.2 хватает буквально впритык и кабели к мотору приходится заворачивать очень бескомпромисно чуть ли не под углом 90 град, иначе при развороте тарелки они будут цепляться за крепления тарелки.


jtek
40,48 - что из них широта, а что долгота? Ростов-на-Дону или Азербайджан? Просто на Турксате 42E направления запад/восток, я в восточном луче знаю сильные транспондеры: 11607-H-3750 или 11810-H-6250, в западном другие какие-нибудь. Выставь один из сильных, подведи тарелку на приблизительно 3 градуса от 39E и, не откручивая болтов, легонько надави сверху или снизу на на край тарелки, чтобы она легонько задралась или опустилась. Где сигнал поймается, туда она значит и пошла (дуга)


PS. strive
вовсе я не советовал никому эту карточку, просто себе купил и пока не жалею
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 12:16 am    Заголовок сообщения:

У моего Moteck SG-2100A длина хобота 20 см. И, честно говоря, я даже и
не подозревал о существовании описанной проблемы. А все потому, что
крепил и тарелку, и мотор нештатным способом. Крепление мотора явно
хлипкое, чего не скажешь о супраловском креплении. А нагрузка,
наоборот, выше именно на крепление мотора.

Поэтому я поступил так. Выбросил две скобы с резьбой от крепления
мотора. Вместо них в дырки основания с регулировочной шкалой мотора
вставил четыре болта соответствующего диаметра и длиной 120 мм. Далее
накрутил на них гайки. И сразу же надел обратные хомуты крепления
мотора. Далее надел шайбы, граверы и зажал все это очередными гайками.
Таким образом основание стало прочным, его больше не ведет при сильной
нагрузке, оно обзавелось зубьями, но мы лишились обратных хомутов.
В качестве них я использовал супраловские обратные хомуты.

А для крепления супрала вместо его обратных хомутов с зубьями
использовал купленные на рынке обычные стальные хомуты без зубьев,
штатные длинные болты заменил на короткие такого же диаметра. В
результате, теоретически крепление тарелки чуть ослабилось (зубья
только с одной стороны - с другой "лысый" хомут), но практически
осталось таким же надежным - зажимать можно со всей дури (стальные
хомуты очень прочные), оставшихся зубьев достаточно для надежной
фиксации тарелки на моторе. Зато крепление супрала стало более
компактным и ни за какие провода не цепляется. У меня от нижнего
хомута крепления тарелки до края хобота мотора около 5 см в запасе
осталось, так что даже 18 см хобота было бы достаточно.
Вернуться к началу
альяно



Зарегистрирован: 13.01.2004
Сообщения: 1196

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 8:39 am    Заголовок сообщения:



Последний раз редактировалось: альяно (Вс Ноя 07, 2004 6:53 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 10:04 am    Заголовок сообщения:

Абсолютно согласен, что азимут бокового спутника с точностью до
полградуса знать не нужно. Но!!!

Когда выставлены заветные три угла, начинается поиск бокового
спутника. И поиск этот ведется не вслепую, поворачивая ось мотора от
одной крайней позиции до другой, а сначала оценивается приблизительное
положение и около него уже ведется поиск.

Какой приблизительный способ оценки? Правильно!
долгота cпутника - долгота местности ~= поворот оси мотора

По таким расчетам, чтобы увидеть Hispasat из Москвы, нужно развернуть
ось мотора ~67,5° на запад, а реально разворот должен быть ~72,2°.
Разница не полградуса, а почти 5! Согласен, что покрутить мотор ±5° -
не проблема, и все равно при правильно выставленных 3-х углах искомый
спутник будет найден.

Однако, еще раз повторю, все равно ведь для каждого искомого спутника
перед его поиском приблизительно оценивается его позиция
?
Значит удобнее, чтобы не утруждать себя лишними вычислениями при
настройке "полярки", заранее составить и распечатать таблицу углов
разворота оси мотора для каждого спутника. А если это делать, то
лучше ведь внести в эту таблицу более точные данные?! Тем более, что
для этого вообще никаких вычислений не требуется! Достаточно внести в
выложенную мной excel-таблицу название местности - и нужная таблица
моментально будет сформирована
! И останется ее только распечатать.

По поводу крепления тарелки к мотоподвесу. Мне тоже интересно было бы
услышать практические рекомендации, давай обсудим. Smile

И еще. Я привел уровни принимаемого моей антенной сигнала с некоторых
транспондеров трех спутников. Я ведь не просто так это сделал. Smile
Что можно сказать про мою "полярку", взглянув на эти данные опытным
взглядом? Достаточно ли хорошо она настроена? А то меня гложут смутные
сомнения, что дальше 80E антенна не видит не столько из-за помехи
(неужели голые березы так могут влиять), сколько из-за ухода дуги.
Хотя, для этих спутников надавливал легонечко на края тарелки -
сигнал, как мне казалось, ослаблялся при надавливании как на верх
тарелки, так и на ее низ.
Вернуться к началу
альяно



Зарегистрирован: 13.01.2004
Сообщения: 1196

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 12:18 pm    Заголовок сообщения:



Последний раз редактировалось: альяно (Вс Ноя 07, 2004 6:54 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 6:03 pm    Заголовок сообщения:

Интересный ход мысли!

Попытаемся понять по какой причине искомый спутник обнаружился не в
ожидаемом месте.

Траекторией движения луча направленности антенны при ее повороте
вокруг оси вращения является поверхность конуса.
Вершина конуса - это место установки антенны.
Ось конуса - это ось вращения.
Угол между осью и любым лучом на поверхности конуса - это
90°-деклинация

Дуга, которую мы при настройке "полярки" пытаемся совместить с радугой
геостационарной орбиты - это ни что иное, как линия пересечения
поверхности этого конуса с некоторой рассекающей конус плоскостью.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда наша дуга слишком "крутая".
Что это значит? А значит это, что
1) описываемый лучом направленности антенны конус имеет меньший нужного
угол при вершине (то есть деклинация больше нужного);
2) ось этого конуса поднята выше нужного
(то есть элевация больше нужного).
Почему? Потому что вершины "правильного" и "неправильного" конусов
совпадают; интересующие нас дуги, образуемые этими конусами имеют
общую точку на ЮГе (на вершинный спутник поворотка ведь настроена!),
а дуга "неправильного" конуса - "крутая".

На рисунке это выглядит следующим образом:



А теперь представим, что в таком "неправильном" конусе мы развернули
антенну по оси вращения на 90° на ЗАПАД. На рисунке показан как раз
такой случай. На какой угол повернулась бы антенна вокруг оси
"правильного" конуса? Верно - на меньший!

Отсюда решение задачи: если в Москве при верно выставленном ЮГе
Hispasat был обнаружен при развороте антенны по оси "полярки" на 74°,
а ожидался 72,2°, значит элевацию и деклинацию нужно уменьшить.

На сколько? А фиг его знает! Smile При большом желании рассчитать,
конечно, можно, только нужно ли? Ну, получим, что на 1,378°.
Сможем повернуть на столько? Нет! Так что выход один - на чуть-чуть,
а потом все с начала!

P. S. В методе ориентации по показаниям шкалы есть большой недостаток.
Он работает только в предположении, что направление на ЮГ выставлено
ТОЧНО (с учетом компенсирующего отклонения из-за хоть малой, но
неизбежной невертикальности опоры в плоскости восток-запад).
Реально это направление изначально точно выставить невозможно,
в результате это смещение будет ПРЯМО влиять на показания шкалы и
выводы из этих показаний можно сделать неправильные.
Таким образом, чтобы учесть и это, нужно смотреть в какую сторону
и на сколько разошлись показания угла разворота при настройке на
восточный спутник, и то же самое - для западного спутника,
на основании этих данных можно попытаться принять адекватное решение.
По-моему, это нереально. Так что от классики не уйдешь...
Вернуться к началу
Val



Зарегистрирован: 17.06.2003
Сообщения: 948

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 6:17 pm    Заголовок сообщения:

Mr. Green Mr. Green Mr. Green
Вернуться к началу
Коляныч



Зарегистрирован: 01.05.2004
Сообщения: 307
Откуда: Almaty, kz

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 6:39 pm    Заголовок сообщения:

strive
чем углы поворота меряешь? если что, на всякий случай - моторная функция GotoX иногде себя ведёт совершенно необъяснимо, слепо ей доверять совершенно нежелательно, всегда нужно сверяться с насечками вокруг крепления хобота
Вернуться к началу
Val



Зарегистрирован: 17.06.2003
Сообщения: 948

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 6:40 pm    Заголовок сообщения:

#top240

--- Нет, все четко... (расчетная минус наилучшая) Mr. Green
Вернуться к началу
альяно



Зарегистрирован: 13.01.2004
Сообщения: 1196

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 9:26 pm    Заголовок сообщения:



Последний раз редактировалось: альяно (Вс Ноя 07, 2004 6:55 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
strive



Зарегистрирован: 18.08.2004
Сообщения: 91

Добавлено: Пт Окт 29, 2004 11:37 pm    Заголовок сообщения:

Коляныч
При настройке полярки я измеряю углы только по насечкам вокруг
крепления хобота, и поворачиваю ось мотора кнопками на моторе.
В очередной раз повторю - углы поворота в таблице - не для точного
разворота оси мотора (да это и невозможно сделать по имеющейся шкале
на моторе), а только для знания ориентировочного поворота оси мотора
при наведении антенны на тот или иной спутник!
Десятые доли градуса указаны лишь для теории.

альяно
Во-первых при "подгонке крутизны дуги" -
при уменьшении элевации - деклинацию всегда увеличивают ....
и наоборот ...


СТОП! А что в твоем понимании есть деклинация?
В моем понимании деклинация - это угол отклонения луча направленности
антенны от плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Так, для широты экватора элевация равна 90° - ось вращения лежит
горизонтально, а деклинация равна нулю - луч антенны вращается в
плоскости, перпендикулярной оси вращения, то есть в плоскости
экватора.
При отдалении от экватора элевация уменьшается - ось вращения
постепенно переходит в вертикальное положение (подымается от земли та
часть оси, которая смотрит на полюс), а деклинация увеличивается -
луч антенны отклоняется от плоскости, перпендикулярной
оси вращения, в сторону геостационарной орбиты, лежащей в плоскости
экватора.

Так что, когда для УМЕНЬШЕНИЯ крутизны дуги мы УМЕНЬШАЕМ элевацию
(уменьшаем завал верхней части оси вращения от вертикали в сторону
полюса), тарелка начинает "клевать" в землю, и для возврата ее в
исходное положение, тарелку надо отклонить назад (то есть приблизить
луч направленности антенны к плоскости, перпендикулярной оси
вращения), что означает УМЕНЬШЕНИЕ деклинации.

Кстати, пол года назад ты считал так же:

Итак если у вас пологая дуга вы должны УВЕЛИЧИТЬ УГОЛ
НАКЛОНА оси И ОДНОВРЕМЕННО УВЕЛИЧИТЬ НАКЛОН АНТЕННЫ ВПЕРЕД.


... твой рисунок похож на "вид на Землю с полюса...... "

Ну, при бурной фантазии и не такое можно вообразить...
А на рисунке Земля вообще не изображена!

Давай рассуждать...

Если наклон оси выставлен "не верно" и след от антенны
идет ВЫШЕ орбиты - то антенна "ловит" спутник
"с низким уровнем" сигнала и чуть выше и дальше на запад....


Да, в этом случае антенна "ловит" ослабленный сигнал, смотря при этом
в точку чуть выше и дальше на запад. Но из этой фразы не очевидно
насколько при этом развернута антенна по оси вращения НЕНАСТРОЕННОЙ
"полярки". А очевидно это становится, когда нарисовать конусы,
очерчиваемые лучами направленности НАСТРОЕННОЙ и НЕНАСТРОЕННОЙ
"полярки", что я и пытался изобразить на рисунке. И вникнув в эту
геометрию становится очевидно, что антенна в случае пологости дуги
развернута по оси вращения на угол, МЕНЬШИЙ угла разворота НАСТРОЕННОЙ
полярки, "ловящей" этот же спутник.

По такой "индикации" видно и "неправильность" выставления направления на юг (или наклон опоры запад-восток)
При этом - на востоке максимум сигнала ближе к ЮГу от
"расчетной" точки
а на западе - дальше....от ЮГа

Опору надо крутить на ВОСТОК..


Уже запутавшись в рассуждениях полога или крута дуга при нахождении
спутника на угле разворота, большем расчетного, здесь мы тем более
запутаемся. Но даже и разобравшись в этом, наша "ТОЧНАЯ" шкала, вокруг
которой мы "пляшем", на самом деле не так уж и точна! Хотя бы потому,
что рассчитывали мы ее в предположении, что Земля - это шар, и что
"полярка" - без кавычек, уж не говоря о погрешностях нанесения углов
на этой шкале. Да и где должен быть ноль этой шкалы нам достоверно
неизвестно - для того, чтобы знать, нужно измерить вертикальность
опоры точнейшим инклинометром и вычислить смещение нуля шкалы от ЮГа.
Так стоит ли овчинка выделки, если таким способом ТОЧНАЯ настройка
"полярки" требует ТРУДОЕМКОЙ калибровки шкалы, что на практике
НЕРЕАЛЬНО?
Вернуться к началу
альяно



Зарегистрирован: 13.01.2004
Сообщения: 1196

Добавлено: Сб Окт 30, 2004 12:49 am    Заголовок сообщения:



Последний раз редактировалось: альяно (Вс Ноя 07, 2004 6:56 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Коляныч



Зарегистрирован: 01.05.2004
Сообщения: 307
Откуда: Almaty, kz

Добавлено: Сб Окт 30, 2004 1:20 am    Заголовок сообщения:

в инструкциях к мотору DM2100 (на который цепляется офсетка) это называется DECLINATION ANGLE имеет семантику, сформулированную strive.
Вернуться к началу
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.
Посмотрели